cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Педсовет «Познавательно-речевое развитие»

Развитие познавательно – речевых способностей детей это одна из главных
задач дошкольного образования.
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас,
неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно
выучить наизусть стихотворение.
Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в
дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в
дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических
функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях,
требующих их максимальной мобилизации.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка
в дошкольном детстве.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех
основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач
в подготовке детей к школе.
На современном этапе традиционные подходы к развитию речи дошкольника
претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования,
среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно
формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок
хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей включает в
себя:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря,
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Речь включается в качестве важного компонента как средство общения,
познания, творчества в следующие целевые ориентиры: ребенок
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;

Страница 2

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать
конфликты;
-может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
-проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
-обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном,
социальном и культурном мире, в котором он живет.
Таким образом, по сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного
образования не может быть достигнут без освоения всех компонентов речи
Речь – ведущее средство общения
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности
ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной
деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в
наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность
деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное
положение в детском сообществе.
Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах
деятельности: в игре, труде, бытовой, образовательной деятельности и выступает
как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для
развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в
контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста
ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста - игровая
деятельность.
Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1. Обогащение словаря: освоение значений слов и их уместное употребление
в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит
общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной
речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение
звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к
художественному слову.

Задачи :
 создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов,
проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
 формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта детей;
 обеспечение взаимосвязи игры с познавательно-речевой деятельностью
детей;
 способствование формированию у детей речевых навыков в процессе игры.

Страница 3

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Ведущей формой работы по развитию речи детей
является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– в непосредственно организованной образовательной деятельности;
–в процессе организации различных видов детской деятельности детей,
заданных ФГОС.
Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать
выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно
литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной,
двигательной);
- в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний
и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности,
самостоятельности и творчества.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных
областей.
В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной
деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии
активизирующего общения; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
слушание художественной литературы с использованием ярких красочных
картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных
произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и
упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из
областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших
психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного,
художественного и даже физического развития.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития
дошкольников является игра. И, если во время организованной образовательной
деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность
отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами,
найти единомышленников по интересам. Игра – самая естественная деятельность
детей. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как
ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру
вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает,
думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы:
мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые
проявления. С помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир, игра
способствует одновременному развитию физических, социальных и речевых
навыков ребенка, а также стимулирует его желание узнавать что-то новое.
Обучение и игра это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве.
Игра всегда обучает!
Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое

Страница 4

явление. Она является игровым методом обучения детей, а также одним из средств
развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации,
моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу
разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или
сюжет делится на несколько частей.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре
формируется самооценка.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков
дошкольников можно выделить режиссерскую игру.

Условия успешного речевого развития.
1.Формирование благоприятной речевой среды для общения со взрослыми и
сверстниками.
2.Владение педагогом правильной литературной речью.
3.Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в
соответствии с их возрастными особенностями.
4.Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных
особенностей.
5.Обеспечение условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6.Обеспечение условий для развития у детей связной речи с учетом их
возрастных особенностей.
7.Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной
инструкции.
8.Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции
речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9.Применение современных педагогических технологий и методов развития
речи.

Познавательное развитие
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность
невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную
деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и
занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения,
дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и
творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где
ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов;
математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в
пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов,
составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием
окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится
составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями,
устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли.

Страница 5

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без
усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые
им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления
природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга).
Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное
понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов,
их многофункциональность.

Требования к выбору технологий
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие
требования:
 ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей,
воспитание культуры общения и речи;
 содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в
общении и речевой деятельности;
 технология должна носить здоровьесберегающий характер;
 основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с
ребенком;
 реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
 организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах
деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.