cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

2
Оглавление
Интеграция образовательных областей ................................ ........................... 7
Содержание программы ................................ ................................ .................... 9
Тематическое планирование занятий кружка «Инженерик» .......................... 9
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет ................................ ............................. 9
Тематическое планирование занятий кружка «Инженерик» ........................ 18
старший дошкольный возраст 5 - 6 лет ................................ ............................ 18
Тематическое планирование занятий кружка «Инженерик» ........................ 26
старший дошкольный возраст 6 - 7 лет ................................ ............................ 26
Материально - техническое обеспечение ................................ ..................... 34
Для реализации данной Программы в детском саду была организованна
предметно - пространственная среда в группе. ................................ ............ 34
Мониторинг развития первичных навыков конструирования у детей 4 - 5
лет ................................ ................................ ................................ ................. 38
Мониторинг развития навыков конструирования у детей 5 - 6 лет ........... 39
Мониторинг развития навыков конструирования у детей 6 - 7 лет ............ 40







Страница 3

3
Пояснительная записка
Актуальность
Современное социально – экономическое развитие общества
направленно на переход к новому технологическому укладу, связанному с
переходом к роботизированному производству в экономик е и
промышленности. Это требует от личности, готовой жить и трудиться в
качественно новых условия х, умение справляться с комплексом новых
производственных задач – проектных, конструкторских, технологич еских,
управленческих.
Таким образом, обозначилась необходимость в
высококвалифицированных инженерных кадрах, в люд ях с развитым
инженерным мышлением.
Инженерное мышление – это системное творческое техническое
мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон и связи
между её частями.
Дошкольное детство является благоприятным временем для развития
основ ин женерного мышления. Способность мыслить за пределами рамок,
фантазировать закладывается в детстве через развитие высших психических
функций, таких как мышление и воображение. На протяжении десятилетий в
дошкольном образовании формировались предпосылки инже нерно –
логического мышления с помощью простейшего моделирования с
использованием различного вида конструкторов. Педагоги учитываю т то,
что игра – это основной вид деятельности ребёнка, а игры и игрушки – это
одно из самых сильных развивающих и воспитател ьных средств. Однако
готовые игрушки, в какой – то степени ограничивают ребёнка в его
творчестве, так как ему не нужно думать, какой должна быть его игрушка, и
даже при желании он не может изменить её. Решить эту проблему позволяют
разнообразные современны е конструкторы и робототехнические игровые
средства. Их использование позволяет формировать основы инженерного
мышления у дошкольников без ущерба ведущей деятельности – игре.

Страница 4

4
В процессе развития инженерного мышления у детей формируются
предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить
начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип
мыслительной деятельности и является основной формой человеческой
по пытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.
В рамках внедрения ФГОС ДО конструктивно – модельная
деятельность значима тем, что: является эффективным средством
интеллектуального развития дошкольников, их эстетического и трудового
в оспитания; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и
развитие дошкольников в игровой деятельности; позволяет воспитаннику
проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах
деятельности; объединяет игру с исследовательско й и экспериментальной
деятельностью, предоставляет ребёнку возможность созидать собственный
мир, где нет границ.
Программа кружка «Инженерик» , направлена на формирование у
дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие
конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей
детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с
видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как
техническое конструирование, так начальное техническое моделиров ание.
Данная Программа соответствует ФГОС ДО и учитывает
рекомендованные стандартом принципы разработки новых образовательных
моделей:
 развивающего образования;
 научной обоснованности и практической применимости;
 соответствия критериям полноты, необходи мости и достаточности; -
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач
дошкольного образования;
 интеграции образовательных областей;

Страница 5

5
 решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого
и детей, в самостоятельной деятельности детей;
 учёта ведущего вида деятельности дошкольников – игры.
Программа разработана для формирования основ инженерного мышления
у детей дошкольного возраста 4 – 7 лет.
В основу Программы легли идеи сделать научно – техническую
деятельность процессом направляемым, расширить содержание
конструкторской деятельности дошкольников за счёт внедрения
конструкторов нового поколения и привлечь родителей к деятельности по
формиров анию основ инженерного мышления у детей.
Новизна данной программы в том, что она направлена на развитие
предпосылок инженерного мышления в системе, в совокупности таких видов
деятельности , как Sebico – конс труирование, моделирование из набора
«Дары Фрёбеля» , развитие инженерного мышления с конструктором
« Cuboro ».
Направленность программы : техническая направленность.
Цель программы : развитие научно – технического и творческого
потенциала личности дошкольника через обучение основам инженерно –
технического конструирования.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Способствовать освоению новых слов и понятий (названия
конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур,
геометрических тел);
2. Формировать у детей познавательную, исследовательскую, тв орческую
активность, интерес к конструированию.
3. Создать развивающую предметно – пространственную среду для
организации де ятельности по формированию пред посылок
и нжене рного мышления у дошкольников.
Развивающие:

Страница 6

6
1. Развивать конструктивные, математические, ком му никативные
способности детей.
2. Развивать логическое наглядно - образное мышление.
3. Развитие интереса к техническому моделированию.
Воспитательные:
1. В оспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
2. Воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Срок реализации программы: 3 года.
Ожидаемы результаты освоения программы:
 у стойчивый интерес к конструированию и моделированию;
 формирование умений конструирования из различных видов
конструктора;
 формирование необходимых навыков работы с материалом;
 у детей развиты речь, память, логическое, абстрактное и творческое
мышление, пространственное воображение, умение анализировать и
обобщать, мелкая моторика ;
 у дет ей развиты сенсорные способности;
 с формированы коммуникативные навыки, умение дог овариваться и
сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями,
выдвигать и доказывать свои идеи.
Основные формы, методы и приемы образовательной деятельности:
 о сновные формы совместной деятельности : - конструирование по
схеме, по замыслу, по теме, по образцу, по модели;
 совместная деятельность (игровая, коммуникативная, продуктивная);
 игра (способствует развитию самостоятельного мышления и
творческих способностей, на основе воображения, является
п родолжением совместной деятельности, переходящей в
самостоятельную детскую инициативу);
 беседа, рассказ, инструктаж, (дети узнают информацию об объектах
конструирования, моделирования);
 конструирование, презентация своих моделей;
 метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые
эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Страница 7

7
Интеграция образовательных областей
1. Соц иально - коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
1. Художественно - эстетическое развитие.
4. Физическое развитие.

Характеристики особенностей развития детей 4 - 7 лет
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет .
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с
окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство,
строптивость, конфликтность и др.), пост епенно уходят в прошлое, и
любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов
и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удаётся детям в
игре.
Дети 4 — 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но
теперь внешняя последов ательность этих действий уже соответствует
реальной действительности: происходит разделение игровых и реальных
взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. В 4 — 5 лет
сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и
предпочитаемыми партнё рами по игре, чем взрослый.
В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность
совместных игр составляет в среднем 15 — 20 минут, в отдельных случаях
может достигать и 40 — 50 минут. Дети этого возраста становятся более
избирательными во взаи моотношениях и общении: у них есть постоянные
партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько
раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепри нятых
сенсорных эталонов, овладение способами их использования и
совершенствование обследования предметов.

Страница 8

8
К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок
уже может пр оизвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в
окружающем его пространстве.
При обследовании несложных предметов он способен придерживаться
определённой последовательности: выделять основные части, определять их
цвет, форму и величину, а затем — д ополнительные части. Восприятие в
этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и
анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и
действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как
раньше. Во многих случа ях не требуется практического манипулирования с
объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и
наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4 — 5 лет протекает в
форме наглядных образов, следуя за восприятием. К 5 годам внимани е
становится всё более устойчивым.
Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в
деятельности ребёнка появляется действие
В 5 лет он может запомнить уже 5 — 6 предметов (из 10 — 15),
изображённых на предъявляемых ему картинках. Воображен ие помогает
ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к
неизвестному. Однако образы у ребёнка 4 — 5 лет разрозненны и зависят от
меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют
целенаправленные действия воображения. Элементы продуктивн ого
воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании,
конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети
продолжают сотрудничать с взрослыми в практических дел ах (совместные
игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному
общению, что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении

Страница 9

9
получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно – следс твенные связи отражается в
детских ответах в форме сложноподчинённых предложений. У детей
наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на
замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной
обидчивостью.
Общение со сверст никами по – прежнему тесно переплетено с другими
видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью),
однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Конструирование
начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают
будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Они
могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают
овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из
готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

Содержание программы
Тематическое планирование занятий кружка «Инженерик»
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
Месяц

Тема Цель занятия Литература
Сентябрь

Знакомство с
конструктором
« Sebico » Познакомить детей с конструктором и
его деталями, развивать мелкую
моторику у детей. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 18
Геометрические
фигуры
( SEBICO ) Закрепить знания детей о
геометрических фигурах, учить
присоединять необходимые детали,
чтобы закончить постройку Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 18

Страница 10

10
Игрушки в
детском саду
( SEBICO ) Способствовать освоению простейших
манипулятивных действий с
конструктором. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 18
Дорожка в парке
(SEBICO) Познакомить детей с линейным
способом размещения
соприкасающихся деталей (кубиков).
Приучать детей аккуратно складывать
детали в коробку Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 18 Октябрь

Ворота в парк
(SEBICO) Совершенствовать у детей умения
выполнять постройки по рисунку,
используя детали конструктора. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 1 9
Человечек
(SEBICO) Учить создавать и обыгрывать
простейшие постройки из различных
деталей конструктора. Развивать
внимание, память . Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 1 9
«Собери схему»
( SEBICO) Учить детей собирать фигуру без схем. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 1 7
«Змейка»
(SEBICO) Учить составлять змейку из 2,3,4,5,6,7,
элементов. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 18
«Гриб»
(SEBICO) Познакомить детей с вертикальным
способом размещения (кубик, Программа
развития

Страница 11

11
треугольная форма). Развивать
внимание, память. конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 18 Ноябрь

«Птичка»
( SEBICO) Совершенствовать умение у детей
различать, называть и использовать по
назначению детали конструктора.
Обращать внимание на связь
конструкций с реальными объектами. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 1 9
Знакомство с
конструктором
CUBORO Познакомить детей с конструктором,
его деталями. С uboro думай
креативно
М.Эттер
Спонтанная
индивидуальная
Куборо – игра
детей.
Классификация
«Обследование
отверстий».
Спонтанная индивидуальная игра
детей с конструктором. Обследование
кубиков и отверстий на них. Игра
«Отгадай» «Путешествие по стране
«Куборушки» С uboro думай
креативно
М.Эттер


Декабрь

«Снежинка»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) - познакомить детей с игровым набором
Дары Фрёбеля. Учить выкладывать
снежинку из больших, цветных
палочек. Развивать мелкую моторику.
« Простые
фигуры. Плоские
фигур ы.»
CUBORO Собрать фигуру, показанную на
рисунке. Что на ней изображено? С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Украшаем ёлку»
(игровой набор
Даров Фрёбеля) Знакомство с основами композиции,
развитие игровой деятельности,
формирование готовности е
совместной деятельности со
сверстниками Карточка
Образователь
ная область
Художественн
о -
эстетическое
развитие»
Ёлочка
(SEBICO) Формировать умение у детей находить
необходимые детали конструктора, в
соответствии с рисунком, и размещать Программа
развития
конструктивн

Страница 12

12
их по образцу о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 19 Январь

«Волшебный
мешочек»
(игровой набор
Даров Фрёбеля) Развитие элементарных
математических представлений,
развитие сенсорных навыков и
познавательно - исследовательской
деятельности Карточка
Образователь
ная область
«Познаватель
ное развитие»
«Санки»
( SEBICO) Формировать умение назвать детали
конструктора, используемые в
постройке. Развивать детское
воображение. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 20
«Три Медведя»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Развитие воображения, речи, игровой
деятельности. Развивать навыки
моделирования. Карточка
Образователь
ная область
«Художествен
но -
эстетическое
развитие»
Февраль

Простые фигуры.
Вертикальные
фигуры .
CUBORO Учить детей различать плоские
фигуры, от вертикальных фигур.
Учить по показу собирать фигуры. С uboro думай
креативно
М.Эттер
Построение
фигур по
рисунку.
Построение
уровень за
уровнем .
CUBORO

Построить простые дорожки, как на
рисунке . Способствовать освоению
простейших манипулятивных действий
с конструктором. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Тайные агенты»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Развитие координации движений,
крупной и мелкой моторики рук. Карточка
Образователь
ная область
«Физическое
развитие»

Страница 13

13
«Почта»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Реализация самостоятельной
конструктивной деятельности,
развитие творческой активности и
воображения. Карточка
Образователь
ная область
«Социально -
коммуникатив
ное развитие» Март

«Ваза для мамы»
(SEBICO) Формировать умение конструировать
по образцу. Развивать
наблюдательность и познавательную
мотивацию. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 21
«Домик для
скворца»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Учить дошкольников создавать
изображение предмета, имеющего
простую геометрическую форму.
Формировать представление детей о
том, что большой прямоугольник
может состоять из нескольких более
мелких прямоугольников, круг может
состоять из двух полукругов одного
размера Игровой
Набор № 7.
«Дом»
( SEBICO) Формировать умение называть детали
конструктора, используемые в
постройке. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина 19


Н.В. с. 21
Простые фигуры.
Символы. Числа
(счет до 5)
CUBORO Учить создавать из кубиков цифры.
Закреплять с чет в пределах 5.
Способствовать освоению простейших
манипулятивных действий с
конструктором. С uboro думай
креативно
М.Эттер
Апрель

Ознакомление с
набором
CUBORO, его
содержимым и с
кубиками 1, 2, 3,
4. Сходства и
различия. Учить детей сравнивать,
анализировать, классифицировать
кубики CUBORO, выделять сходства и
различия. С uboro думай
креативно
М.Эттер

Страница 14

14
«Ракета»
(набор Дары
Фрёбеля) Формировать представления детей о
способах изображения ракеты с
помощью геометрических фигур, о
возможности сочетания одних фигур
для получения другой геометрической
фигуры. Продолжать учить
дошкольников рассказывать о
последовательности выполнения своей
работы, о геометрических фигурах,
используемых в работе. Карточка
Образователь
ная область
«Познаватель
ное развитие»
«Самолёт»
( SEBICO ) Совершенствовать умение
анализировать образец постройки,
выделять основные части, различать и
соотносить по величине и форме. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 25
Ознакомление с
кубиками 5, 6, 7,
8. Сходства и
различия. Продолжать учить сравнивать кубики
между собой. Учить планировать свою
деятельность. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Морские
обитатели»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Учить детей работать подгруппами и в
парах. Совершенствовать навыки
моделирования, развивать
воображение. Карточка
Образователь
ная область
«Познаватель
ное развитие» Май

«На лесной
опушке»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Формировать представления детей о
вариативном изображении покрова
земли: трава, опавшие листья, снег,
используя разнообразный
конструктивный материал (точки,
короткие палочки, полукольца ) Карточка
Образователь
ная область
«Художествен
но -
эстетическое
развитие»
«Ящерица»
(SEBICO) Совершенствовать конструктивные
умения у детей. Программа
развития
конструктивн
о - модельной
деятельности
Дружинина
Н.В. с. 22
Ознакомление с
кубиками 9, 10,
11, 12. Сходства и
различия. Продолжать знакомить детей с
кубиками, учить планировать свою
деятельность, анализировать.
Развивать конструктивные навыки. С uboro думай
креативно
М.Эттер

Страница 15

15
CUBORO
«Такие разные
деревья»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Формировать представления
дошкольников о вариативном
изображении хвойных и лиственных
деревьев, используя разнообразный
конструктивный материал для
подчеркивания особенностей
изображаемого дерева: треугольники и
палочки для изображения елей,
палочки, точки, полукруги и
полукольца разных цветов дл я
изображения лиственных деревьев Игровые
Наборы № 7,
8, 9, 10.
«Бабочки»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Учить дошкольников создавать
изображение предмета, имеющего
простую геометрическую форму .
Упражнять дошкольников в
дополнении изображения деталями для
получения простого сюжета .



Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
В этом возрасте повышается избирательность и устойчивость
взаимоотношений с сверстниками. Свои предпочтения дети объясняют
успешностью того или иного ребёнка в игре. К пяти годам дети обладают
довольно большим запасом представлений об окружающем мире, кото рые
получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет
представления об оттенках .
. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре,
а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает
занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются
контролировать действия друг друга — указывают, как д олжен себя вести
тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры

Страница 16

16
дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия,
ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для
игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем
(«Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение
обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Усложняется игровое пространство.
Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение
детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с
ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети обладают довольно
большим запасом представлений об окружающем, которые получают
благодаря своей активности, стремлению задав ать вопросы и
экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё
более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает
основные цвета и имеет представления об оттенках.
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем от личаются
геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда
сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение
времени всё ещё не совершенно. Отсутствует точ ная ориентация во временах
года, днях недели.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они
могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение
20 — 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен
действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько
фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения
предметов и заштрихо вать их определённым образом). Объём памяти
изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для
запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в
качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

Страница 17

17
В 5 — 6 лет ведущее значение приобретает наглядно – образное
мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с
и спользованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и
обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К
наглядно – действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда
сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в
которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без
практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Возраст 5 — 6 лет можно охарактеризовать ка к возраст овладения
ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и
предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее
воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать
действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и
воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это
проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
Постепенно дети приобретают спос обность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Дети учатся
самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Развивается
прогностическая функция мышле ния, что позволяет ребенку видеть
перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия
собственных действий и поступков. В старшем дошкольном возрасте
освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро,
осознанно. В продуктивно й деятельности дети также могут изобразить
задуманное (замысел ведет за собой изображение).
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники худ ожественного творчества. Дети

Страница 18

18
конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к
самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У
них формируются обобщённые способы действий и обобщённые
представления о конструируемых ими объе ктах.

Тематическое планирование занятий кружка «Инженерик»
старший дошкольный возраст 5 - 6 лет
Месяц

Тема Цель занятия Литература
Сентябрь

Ознакомление с
кубиками 1 - 12.
CUBORO Закреплять знания детей в работе с
конструктором. Продолжать учить
сравнивать кубики, анализировать,
искать причинно - следственные
связи. С uboro думай
креативно
М.Эттер
Знакомство с
изображением
кубиков CUBORO
на бумаге. Продолжать учить Сравнивать,
анализировать, классифицировать
кубики CUBORO, выделять
сходства и различия. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Одного поля
ягоды»
(игрово й набор
Дары Фрёбеля) Продолжать учить детей
сортировать игровой набор по
разным признакам (объемные и
зеленые, длинные и синие,
квадратные и некрашеные).
Развивать конструктивные навыки. Карточка
Образ о вательная
область
«Познавательное
развитие»
«Что нам осень
принесла»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для сюжетного
конструирования из
геометрических фигур по
результатам собственных
наблюдений в природе. Обращать
внимание дошкольников на
соответствие изображаемого
сюжета теме занятия, акцентируя
внимание на изображении «даров»
осени Наборы № 7, 8,
9, 10.
Октябрь

«Золотая осень»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для сюжетного
конструирования на основе
наблюдений за изменениями в
природе, обращая внимание на
динамичность изображаемых Наборы № 7, 8,
9, 10.

Страница 19

19
объектов: листопад, ветер
наклоняет деревья, птицы летят и
т.д. Обращать внимание на
цветовое решение изображаемого
сюжета, акцент на «золотых»
цветах деталей конструктора
«Птицы улетают в
теплые края»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) (Создавать условия для сюжетного
конструирования на основе
наблюдений за изменениями в
природе, обращая внимание на
вариативности изображения птиц в
движении и статично.
Способствовать проявлению
детского творчества в процессе
деятельности. Стимулировать
речевую активность дошкольников. Наборы № 7, 8,
9, 10 .
«Ферма. Дом»
( SEBICO) Продолжать развивать умение
детей устанавливать связь между
создаваемыми постройками и тем,
что они видят в окружающей
жизни. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 27
«Конст ру ирование
по замыслу»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для сюжетного
конструирования по замыслу
дошкольников. Обращать внимание
детей на композиционное решение
конструктивной работы, пропорции
изображаемых объектов, размер.
Развивать творчество дошкольников,
стимулировать речевую активность . Наборы № 7, 8, 9,
10. Ноябрь

«Гербы и флаги»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Развитие общения и
взаимойдествия ребенка со
сверстниками, воображения,
творческой активности, реализация
самостоятельной деятельности. Карточка
Образ о вательная
область
«Познавательное
развитие»
Обучение
построению
дорожек и
подсчёту очков при
построении.
CUBORO Продолжать учить строить простые
дорожки из кубиков с
использованием только одного
уровня, называть кубики по
номерам, искать причинно -
следственные связи, относится
ответственно к выбранно й
деятельности. С uboro думай
креативно
М.Эттер

Страница 20

20
Построение фигур
по графическому
изображению
кубиков CUBORO. Использовать знаково -
символические средства для
изображения кубиков CUBORO на
бумаге. Оценивание своей
деятельности, понимать причины
успеха/неуспеха . С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Ловец жемчуга»
(игровой набор
Даров Фрёбеля) Развитие координации движений,
крупной и мелкой моторики обеих
рук. Карточка
Образовательная
область
«Физическое
развитие»

«Снегирь»
( SEBICO)

Продолжать развивать умение
детей устанавливать связь между
создаваемыми постройками и тем,
что они видят в окружающей
жизни. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 28 Декабрь

«Пришла зима»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Развивать навыки взаимодействия
дошкольников в процессе
выполнения совместной работы:
договариваться об изображаемом
сюжете, совместно выбирать
конструктивный материал и др.
Способствовать проявлению
детского творчества в процессе
деятельности. Стимулировать
речевую активность дошкольников. Наборы № 7, 8,
9, 10.
«Корабль»
( SEBICO) Совершенствовать умение строить
по схеме, самостоятельно
подбирать необходимые детали
конструктора. Развивать внимание
и концентрацию. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 29
Построение
простых фигур без
образца (букв,
цифр, фигур с
определённым
количеством
касаний и с
определённым
числом кубиков). Продолжать учить планировать
свою деятельность, слушать
партнера, договариваться и
приходить к общему мнению.
Развивать навыки
конструирования. С uboro думай
креативно
М.Эттер

Страница 21

21
«Новогодние
игрушки.
Динозаврики.
(SEBICO) Совершенствовать умение
создавать разнообразные
постройки и конструкции из
деталей конструктора. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 19 Январь

«Сказки. Избушка
Бабушки - Яги»
( SEBICO ) Совершенствовать умение у детей
заменять одни детали другими.
Формировать умение создавать
различные по величине и
конструкции постройки одного т
того же объекта. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 29
«Зимние забавы»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для сюжетного
конструирования в малых группах
по 5 человек. Развивать навыки
взаимодействия при выполнении
коллективной работы:
распределять рабочую поверхность
полотна, договариваться об
изображаемых объектах и
действиях. Наборы № 7, 8,
9, 10
Построение
графического
изображения и по
нему построение
фигуры
CUBORO Продолжать учить простые фигуры
по графическому изображению,
подсчитывать количество касаний
шарика кубиков CUBORO С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Богатырь»
(SEBICO) Формировать умение выделять
основные части и характерные
детали конструкций. Развивать
способность анализировать,
сравнивать. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 28
Февраль

«Я и мой друг»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для
конструирования в парах.
Развивать навыки взаимодействия
дошкольников в процессе
выполнения совместной работы:
договариваться об изображаемом
сюжете, совместно выбирать
конструктивный материал и др. Наборы № 7, 8, 9,
10.

Страница 22

22
Способствовать проявлению
детского творчества в процессе
деятельности. Стимулировать
речевую активность дошкольников.
«Самолёт
истребитель»
(SEBICO)
Продолжать развивать умение
детей устанавливать связь между
создаваемыми постройками и тем,
что они видят в окружающей
жизни. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 29
«Зимняя фантазия»
(игровой набор
Даров Фрёбеля) Создавать условия для сюжетного
конструирования по замыслу.
Обращать внимание детей на
композиционное решение
конструктивной работы, пропорции
изображаемых объектов, размер.
Развивать творчество
дошкольников, стимулировать
речевую активность. Наборы № 7, 8, 9,
10.
«Цветок для
бабушки»
(SEBICO) Совершенствовать умение
выделять основные части и
характерные детали конструкций. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 29 Март

«Я и моя семья»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) (Обучать дошкольников способам
изображения фигуры человека.
Обращать внимание детей на
пропорции при изображении людей
разного роста, на композиционное
решение работы Наборы № 7, 8, 9,
10.
Соревнование по
построению
простых фигур по
образцу и без него
на скорость.
CUBORO Строят простые конструкции на
скорость (буквы, цифры, фигуры с
определённым количество касаний
и с определённым числом
кубиков CUBORO). С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Красная
Шапочка»
(игровой набор
Фрёбеля) Приобщение к художественной
литературе, формирование
интереса к драматизации
литературных произведений, Карточка
Образовательная
область
«Речевое

Страница 23

23
продолжать моделировать. развитие»


«Скворец»
( SEBICO) Продолжать анализировать схему и
планировать создание собственной
постройки. Развивать внимание и
любознательность. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 30 Апрель

«Моё
воображение»
(Игровой набор
Дары Фрёбеля) Поощрять сюжетное
конструирование по собственному
замыслу. Закреплять умение
планировать предстоящую
деятельность: задумывать сюжет,
выбирать подходящий
конструктивный материал,
рассказывать об этапах создания
творческой работы Наборы № 7, 8, 9,
10.
Построение фигур
по рисунку.
Применение
базовых
строительных
кубиков.
CUBORO Продолжать учить детей
моделировать постройки из
кубиков, действовать сообща,
анализировать постройки,
оценивать свою работу.
Совершенствовать навыки
конструирования. С uboro думай
креативно
М.Эттер
Создание фигур по
основным
параметрам.
Движение по
поверхности.
CUBORO Собрать фигуру, используя все
кубики конструктора из одного
набора. Использовать все кубики,
позволяющие осуществлять
движение шарика по поверхности
(прямые и изогнутые желоба) С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Деревья
просыпаются от
зимнего сна»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для
коллективного сюжетного
конструирования в широкой полосе
на основе собственных наблюдений
за изменениями в природе, отражая
в работе существенные признаки
периода весны , когда на деревьях
распускаются почки и появляются
молодые листочки, цветы. Учить
дошкольников согласовывать свой
сюжет с сюжетами сверстников для
создания общей сюжетной Наборы № 7, 8, 9,
10.

Страница 24

24
картины. Развивать
коммуникативные навыки
дошкольников. Май

«Танк»
(SEBICO) Совершенствовать умение
выделять основные части и
характерные детали конструктора. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 30
«Помним и чтим
героев Великой
Победы»
(игровой набор
дары Фрёбеля) Создавать условия для создания
сюжета по мотивам праздничного
события, обращая внимание
дошкольников на специфичность
изображаемых объектов. Развивать
творчество, умение
ориентироваться в пространстве
рабочей поверхности.
Стимулировать речевую
активность дошкольнико в. Наборы № 7, 8, 9,
10.
Создание фигур по
основным
параметрам.
Плавное движение
шарик.
CUBORO Построить фигуру, состоящую из
нескольких уровней. Для
изменения уровня всегда
использовать кубик № 11 в
сочетании с кубиком с изогнутым
тоннелем С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Настроение»
(игровой набор
дары Фрёбеля) Реализация самостоятельной
конструктивной деятельности. Карточка
Образовательная
область
«Социально -
коммуникативно
е развитие»
«Конструирование
по замыслу» Совершенствовать умение строить
постройки по замыслу. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 30



Страница 25

25
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет

В возрасте 6 — 7 лет происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольники
могут различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по
светл оте, так и по цветовому тону. То же происходит и с восприятием
формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы,
так и их разновидности. При сравнении предметов по величине старший
дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные
различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует
внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на
единичные признаки, а на весь комплекс.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять
своим вниманием весь ма ограничены. Сосредоточенность и длительность
деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.
В 6 — 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им
непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети
также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что – либо
запомнить, используя при этом простейший механический способ
запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это
либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый,
ребёнок может использовать более сложный способ — логическое
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить
основные события рассказа. Но, несмотря на возросшие возможности детей
6 — 7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием
различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся
наиболее продуктивным до конца дошколь ного детства. Воображение детей
данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с

Страница 26

26
другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на
стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что
увиденное или ус лышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости,
в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные
закономерности действительности.
При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети 6 – 7 лет
не только удерживают первоначал ьный замысел, но могут обдумывать его до
начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному
творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном
руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того,
ч то воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию,
т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие
эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных
потребностей ребёнка. В этом возрасте продолжается раз витие наглядно –
образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные
задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и
пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и
явлений. Дети способны конструирова ть по схеме, фотографиям, заданным
условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного
строительного материала, дополняя их архитектурными деталями.

Тематическое планирование занятий кружка «Инженерик»
старший дошкольный возраст 6 - 7 лет
Месяц

Тема Цель занятия Литература
Сентябрь

«Геометрические
фигуры»
(SEBICO) Формировать умение создавать
различные постройки по
модели.Развивать способность
анализировать, сравнивать. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.

Страница 27

27
с. 31
Создание фигур по
основным
параметрам.
Создание с
помощью базовых
строительных
кубиков.
CUBORO Собрать фигуру, состоящую из
несколько уровней, в которой
основные строительные кубики
также являются частью дорожки. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Странная осень»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия дошкольников
для коллективного
конструирования сюжета «Осень»
на основе картины с искаженными
признаками времени года,
исправляя в своей работе «ошибки»
художника. Наборы № 7, 8, 9,
10.
«Сказка о грибах»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия дошкольников
для коллективного
конструирования сюжета «Осень»
на основе картины с искаженными
признаками времени года,
исправляя в своей работе «ошибки»
художника. Развивать навыки
взаимодействия дошко льников в
процессе выполнения совместной
работы: договариваться об
изображаемом сюжете, совместно
выбирать конструктивный
материал Наборы № 7, 8,
9, 10. Октябрь

«Подарок осени»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Организация досугового занятия с
использованием социо - игровой и
квест - технологии с выполнением
заданий - загадок, полученных от
Осени индивидуально, в парах, в
малых группах для получения
подарка - сюрприза в конце занятия:
«бусы для Осени», «Укрась дерево
листьями», «Помоги художнику
дорисовать Осень», «Ра зрезная
картинка» Наборы № 1, J1,
7, 8, 9, 10.
«День птиц»
( SEBICO) Совершенствовать умение детей
определять, какие детали более
подходят для постройки, как их
скомбинировать. Программа
развития
конструктивно -
модельной

Страница 28

28
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 34
Знакомство с
уровнями.
Построение фигур
с двумя уровнями
по карточкам.
COBORO Учить детей строить
двухуровневые конструкции по
изображению. Устанавливать
причинно - следственные связи.
Осуществление взаимный контроль
и оказание сотрудничества,
необходимую взаимопомощь. С uboro думай
креативно
М.Эттер
Создание фигур по
основным
параметрам.
Фигуры с двумя
дорожками.
CUBORO Построить фигуру, состоящую из
двух дорожек на разных уровнях. В
качестве стартового использовать
кубик № 12. Для обеих дорожек
сделать общий выход / С uboro думай
креативно
М.Эттер Ноябрь

«Художник не
дорисовал»
( игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для
коллективной деятельности
дошкольников по «достраиванию»
предметов, изображенных на
картинке с помощью
разнообразных деталей
конструктора «Дары Фребеля».
Предложить дошкольникам
построить объемную фигуру по
собственному выбору, выбирая из
плоскостных изображений.
Развивать навыки взаимодействия
дошкольников в процессе
выполнения совместной работы:
д оговариваться об изображаемом
сюжете, совместно выбирать
конструктивный материал Наборы № 3, 4,
5, 5В, 5Р, 6, 7, 8,
9, 10.
«Народные
игрушки. Барашек»
(SEBICO) Продолжать учить детей
обыгрывать созданные постройки.
Формировать умение назвать
детали конструктора,
используемые в постройке. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 21
«Домашние
животные»
(SEBICO) Совершенствовать умение
планировать процесс возведения
постройки. Развивать внимание и
концентрацию. Программа
развития
конструктивно -
модельной

Страница 29

29
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 31
Построение
многоуровневых
фигур по образцу.
CUBORO Планирование деятельности.
Продолжать учить сравнивать
кубики, анализировать постройки.
Выбор рациональных способов
решения задач. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Здравствуй
зима!»
9игровой набор
(Дары Фрёбеля)
Развивать навыки взаимодействия
при работе в парах: договариваться
об изображаемом сюжете,
материалах, необходимых для
конструирования, композиционном
решении работы. Развивать память,
воображение, творчество, умение
ориентироваться в пространстве
рабочей поверхности. Наборы №
5,6,7,8,9,10 Декабрь

«Сова»
(SEBICO) Формировать умение выделять
основные части и характерные
детали конструкций. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 28
Построение
многоуровневых
фигур с большим
количеством
касаний без
образца. Строят многоуровневые
конструкции с большим
количеством касаний без образца.
Установление причинно -
следственных связей.
Оценивание своей деятельности. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Снегурочка»
(SEBICO) Формировать умение строить по
схеме, самостоятел ьно подбирать
необходимыедатали конструктора. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 28
«Мешок Деда
Мороза»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для
конструирования дошкольниками
образного изображения предмета
(мешок Деда Мороза), наполняя его
«подарками», изображенными
символически из геометрических
фигур. Наборы № 3, 4, 5,
5В, 5Р, 6, 7, 8, 9,
10.

Страница 30

30
Январь
«Леший»
(SEBICO) Формировать умение создавать
различные постройки. Развивать
способность анализировать,
сравнивать. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 33
Прохождение по
тоннелям. Решение
задач.
CUBORO Учить детей решать задачи
CUBORO . Понимают роль
тоннелей. Строят конструкции с
прохождением шарика по
тоннелям. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Геометрический
марафон»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Организовать досуговое занятие для
дошкольников, где в малых группах
у детей будет возможность за
определенное время создать
целостный образ объекта или
предмета, используя только один из
наборов Фребеля. Обмен дарами
осуществляется по кругу так, чтобы
каждая команда могла поработать с
каждым набором. За каждый
узнаваемы образ команда по лучает
очко. Побеждает команда,
набравшая наибольшее количество
очков
Все наборы
«Зимние
забавы.Санки»
(SEBICO) Определять, какие детали более
всего подходят для постройки, как
их целесообразнее скомбинировать. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 33

Февраль


«Её величество
точка»
(игровой набор
Дары Фрёбеля)
Реализация самостоятельной
изобразительной и конструктивной
деятельности.
Карточка
Образовательная
область
«Художественно -
эстетическое
развитие»

Страница 31

31
Построение
конструкций с
использованием
определённых
кубиков.
CUBORO Закреплять умение строить
конструкции с определёнными
номерами кубиков. Принимают и
сохраняют цель деятельности.
Осуществление взаимного
контроля и оказывание в
сотрудничестве необходимой
взаимопомощи. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Танк»
(SEBICO) Формировать умение у детей
сооружать различные конструкции
одного и того же объекта в
соответствии с их назначением. . Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 33
«Марш
деревянных
солдатиков»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Создавать условия для сюжетного
конструирования на основе
прослушанного художественного
произведения «Детского альбома»
П.И. Чайковского, передавая в
изображении характер и
настроение музыки. Наборы № 7, 8,
9, 10. Март

«Итальянское
кафе»
(игрвой набор
Дары Фрёбеля) Продолжать учить детей работать
совместно, договариваясь друг с
другом. Реализация
самостоятельной конструктивной
деятельности. Карточка
Образовательная
область
«Социально -
коммуникативно
е развитие»
Регулирование
скорости шарика
в CUBORO.
Подсчёт времени
движения шарика Продолжать учить строить
конструкции с определенными
номерами кубиков, закреплять
счет. Отслеживание скорости
шарика. Относится ответственно
относится к выбранной
деятельности. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Баба - Яга»
(SEBICO) Предлагать де т ям самостоятельно
находить отдельные
конструктивные решения на основе
анализа существующих
сооружений. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 33

Страница 32

32
«Туристический
автобус»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Развитие элементарных
математических представлений,
формирование готовности к
совместной деятельности со
сверстниками. Карточка
Образовательная
область
«Познавательное
развитие» Апрель

Прохождение по
туннелям. Решение
задач.
CUBORO Продолжать учить детей решать
задачи на посторенние из кубиков
куборо, развивать конструкторские
способности, называть номер
кубика. Понимать роль тоннелей. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Космодром
Восточный»
Конструирование
по замыслу
( SEBICO ) Формировать умение создавать
различные постройки по
собственному замыслу. Развивать
творческую активность. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 32
«Животные жарких
стран. Пеликан.
Верблюд»
(на выбор детей)
( SEBICO) Совершенствовать умение строить
по схеме. Самостоятельно
подбирать части конструктора.
Развивать внимание, память. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 30
«Ты – мне, я –
тебе!»
(игровой набор
Дары Фрёбеля) (Создавать условия для
придумывания детьми заданий с
использованием даров Фребеля
друг для друга. Развивать детское
творчество, воображение,
коммуникативные навыки. Наборы № 3, 4,
5, 5В, 5Р, 6, 7, 8,
9, 10
Май

«День Победы»
(«Сяду к деду на
колени»)
(игровой набор
Дары Фрёбеля) Развивать навыки взаимодействия
при работе в парах: договариваться
об изображаемом сюжете,
материалах, необходимых для
конструирования, композиционном
решении работы. Развивать память,
воображение, творчество, умение
ориентиров аться в пространстве
рабочей поверхности. Предложить
дошкольникам построить
объемную фигуру по собственному
выбору, выбирая из плоскостных
изображений. Наборы № 3, 4,
5, 5В, 5Р, 6, 7, 8,
9, 10

Страница 33

33
«Оружие Победы»
(SEBICO) Совершенствовать умение
создавать различные постройки по
схеме или модели. Программа
развития
конструктивно -
модельной
деятельности
Дружинина Н.В.
с. 30
Создание фигур по
геометрическим
параметрам.
Создание дорожек
с помощью
кубиков с прямым
желобом.
COBORO Собрать фигуру, состоящую из
нескольких уровней, используя
только кубики с прямыми
желобами. Шарик должен
двигаться только по внешней
стороне кубиков. С uboro думай
креативно
М.Эттер
«Весенний
марафон»
( SEBICO) Организовать досуговое занятие
для дошкольников, где в малых
группах у детей будет возможность
за определенное время создать
целостный образ объекта или
предмета на тему «Весна»,
используя только один из наборов
Фребеля. Все наборы
Решение разного
рода задач.
Выявление ошибок
в графических
изображениях и
построениях.
CUBORO Продолжать учить де тей
сра внивать, анализировать свои
постройки. Подсчитывать касания
шариков. Называть номера
кубиков. Работать совместно и
сообща. Оценивание своей
деятельности. С uboro думай
креативно
М.Этт ер

Организационное обеспечение Программы
Год обучения
/уровень Дата начала
занятий Количество
недель Режим занятий
1 год обучения /
С тартовый 01 сентября 36 1 раз неделю , 15
минут
2 год обучения /
Базовый 01 сентября 36 1 раз неделю , 20
минут
3 год обучения /
Углублённый 01 сентября 36 1 раз неделю , 25 -
30 минут

Страница 34

34
Материально - техническое обеспечение
Для реализации данной Программы в детском саду была организованна
предметно - пространственная среда в группе.


№ Вид оборудования
1. Стол (2 штуки)
2. Набор Даров Фрёбеля (14 модулей и комплект методических пособий 6
штук)
3. Конструктор « Cuboro » (2 больших набора по 30 кубиков, в наборе
стеклянные шарики)
4. Магнитный деревянный конструктор « Sebico » (3 набора, 14 деталей,
схемы сборки)
5. Обычныйконструктор(6комплектов)

















Страница 35

35
Список литературы
1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная
образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до
робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2 - е изд., испр. и
доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
2. Карпова Ю.В. «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
дошкольном образовании с ФГОС ДО: Методические рекомендации,
2012 – 20 с
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду: Уче б.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002 - 192 с
4. Дружинина Н.В. «Играем и развиваемся с Sebico », программа развития
конструктивно - модельной деятельности у детей дошкольного
возраста,2013 – 92 с
5. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС: пособие для педагогов» - М.: центр
«Маска», 2013г.
6. Маттиас Э. « Coboro думай креативно», Книга - путеводитель, 112
страниц с заданиями, рекомендации по решению, пояснения,
методичнские примеч ания, рекомендации по проведению
соревнований и групповой работе.








Страница 36

36
Приложение 1
Мониторинг развития конструктивных способностей у детей
дошкольного возраста.
Параметры мониторинга и диагностический инструментарий
рассчитаны на детей в возрасте от 4 - 7 лет.
При этом в зависимости от возраста развитие навыков
конструировании оценивается по определенным параметрам.
1. Развитие первичныхнавыков конструирования удетей 4 - 5 лет
1.1. Навык подбор анеобходимых деталей(по форме и цвету)
1.2. Умение конструировать несложные постройки по образцу .
1.3. Умение конструировать по пошаговой схеме.
1.4. Умение планировать на начальном этапе.
1.5. Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
1.6. Анализ постройки.
1.7. Строительство по творческому замыслу из игрового набора Дары
Фрё беля.
1.8. Моделирование из игрового набора Дары Фрёбеля.
2. Развитие навыков конструирования у детей 5 - 6 лет
2.1. Называть и использовать детали конст руктора « COBORO »
2.2. Называть и использовать детали конструктора « SEBICO »
2.3. Моделировать.
2.4. Строительство сложных построек.
2.5. Строительство по творческому замыслу.
2.6. Строительство по схемам.
2.7. Строительство по инструкции.
2.8. Коллективное сотрудничество.
2.9. Ведение контроля эксплуатации объектов, соблюдение техники
безопасности.
3. Развитие навыков конструирования у детей 6 - 7 лет
3.1. Называть детали, пространственное расположение.

Страница 37

37
3.2. Строительство сложных построек.
3.3. Строительство по образцу.
3.4. Строительство по инструкции.
3.5. Строительство по творческому замыслу.
3.6. Называть детали, изображенные на карточке.
3.7. Использование предметов заместителей .
3.8. Умение рассказывать о проекте.
Мониторинг проводится 2 раза в год с целью выявления эффективности и
корректировки программы обучения «Инженерик».
Критерии оценки параметров:
2 балла – навык конструктивных способностей не сформирован.
3 балла – навык конструктивных способностей на стадии формирования.
4 балла – навык конструктивных способностей сформирован.

Страница 38

38
Мониторинг развития первичных навыков конструирования у детей 4 - 5 лет



п/
п
Фамилия, имя
ребенка Навык

подбора

необходи мых

деталей

(по форме

и цвету)

Умение

конструиро
вать
несложные

постройки

по образцу

Умение

конструиро вать
по
пошаговой

схеме

Умение планирова ть

На начальном этапе

Развитие мелкой моторики
рук,
тактильны
х
ощущений

Анализиру
ет
постройку

Строит по творческом у замыслу из набора Дары Фрёбеля

Моделиров ание из набора Дары Фрёбеля

Итоговые показатели


нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг
1
Арина А.
2
Настя Б.
3
Миша Б.
4
Славяна
5
Кира Г.
6
Ангелина
7
Лева Д.
8
Марианна
9
Илиана
10
Алиса Ж.
11
Кирилл
12
Юля К.
13
Данил
1 4
Федя
15
Алина К.
16
Евдокия
17
Настя М.
18
Даша

Страница 39

39
Мониторинг развития навыков конструирования у детей 5 - 6 лет




Ф. И. ребенка Называет и использует

детали
конструктора
«Cuboro
»
Называет и использует
детали
конструктора
«Sebico
»
Моделирование

Строит

сложные постройки

Строит

по творческому

замыслу

Строит

по схемам

Строит

по инструкции

Коллективное

Сотрудничество

Ведет контроль

Эксплуатации объектов

Соблюдение техники безопасности

Итог

нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг
1 Арина А.

2 Настя Б.

3 Миша Б.

4 Славяна

5 Кира Г.

6 Ангелина

7 Лева Д.

8 Марианна

9 Илиана

10 Алиса Ж.

11 Кирилл

12 Юля К.

13 Данил

14 Федя

15 Алина К.

16 Евдокия

17 Настя М.

18 Даша



Страница 40

40
Мониторинг развития навыков конструирования у детей 6 - 7 лет




Ф. И. ребенка Называет

детали, простра
нственное расположение

Строя
т
сложные

постройки

Строит по образцу

Строит по

инструкции

Строит по творческому замыслу

Строит сообща, подгруппой

в команде

Называет

детали,

изображение по карточке

Использует предметы заместители

Умеет

рассказыва
ть
о
проекте

Итог
овый
показатель

нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг нг кг
1 Арина А.

2 Настя Б.

3 Миша Б.

4 Славяна

5 Кира Г.

6 Ангелина

7 Лева Д.

8 Марианна

9 Илиана

10 Алиса Ж.

11 Кирилл

12 Юля К.

13 Данил

14 Федя

15 Алина К.

16 Евдокия

17 Настя М.

18 Даша